Сценарий Татьянин День 2013


Действующие лица:
Ведущая и Ведущий
Ученый Михаил Васильевич Ломоносов
Граф Иван Иванович Шувалов
Императрица Елизавета Петровна
Группа школьников, изображающая студентов различных вузов и их педагогов — повара, строителя, разведчика
3 девки по имени Татьяна
Вокальный ансамбль.

Костюмы и оборудование.
Придворные костюмы для Ломоносова, Шувалова и царицы.
Для студентов-поваров понадобятся белые колпаки и фартуки, а также сковородка, нож, поварешка, заготовка «решетка яиц», которая выполняется следующим образом. В ячейки решетки кладутся 2 настоящих яйца, еще 5-ть-10-ть ячеек заполняются шариками для настольного тенниса, которые на нитках или резинках длиной 10-15 см прикрепляются к донышкам ячеек.
Для студентов-строителей нужны будут разные столярные и слесарные инструменты огромных размеров (молоток, клещи, транспортир и т. д.), а также заготовка «кирпичи», которая готовится следующим образом. Берутся 2 одинаковых подлинных кирпича и один фальшивый. Фальшивый кирпич должен совпадать по размеру с подлинными, его можно сотворить из подходящей бумажной коробки. Все три кирпича оклеивают однотонной бумагой или окрашивают в одинаковый цвет.
Для студентов-разведчиков необходимо приготовить фонозапись музыкальной заставки к телесериалу «Семнадцать мгновений весны» композитора М.Таривердиева. Заставка может прозвучать и в живом исполнении на фортепьяно.
Обратите внимание: понадобится инструментальная заставка, а не песня. Когда на фоне мелодии участники мероприятия начнут читать свои тексты, звучание музыки необходимо слегка приглушить, что бы зрители могли лучше расслышать содержание реплик.
Понадобится фонозапись песни композитора Д. Тухманова «Из вагантов» («Во французской стороне, на чужой планете…»).
3 девочки по имени Танюша одеты в зимние русские народные костюмы — цветные жакетки-кацавейки, разноцветные юбки и павлово-посадские платки.

Предварительная подготовка.
Заранее разучиваются песни и инсценировки.

Звучит фонозапись песенки «Из вагантов». Входят двое Ведущих.

Ведущий (поеживается).
И, и сильные холода настали!
Ведущая.
Самое время им на Руси 6ыть — крещенские морозы во дворе трещат. Да что поделаешь, в чужие края нашу зиму не пошлешь. Солнышко-то, оно только летом обогревает, а зимой морозит: над горизонтом встает низко, лучи у него идут косо, скользят по земле, вот и не греют ее.
Ведущий.
Вроде бы уж и январь на исходе, к весне дело повернуть должно. Не зря говорят: была зима, так будет и лето.
Ведущая.
А еще такая поговорка про зиму есть: зима лето пугает, а сама после этого тает.
Ведущий.
Что ж, нас-то не испугать, мы к зиме привычные. Известное дело: мороз за нос хватает, а перед проворным сам шапку снимает.
Ведущая.
Надоела нам зима, пускай и красавица. Вот ты, видать, мужик молод, да и то не люб тебе холод.
Ведущий.
Зимой только тулуп разному люб. А что парню сделается — бежит себе да греется. Зато, говорят, в зимний холод прочий молод. Вон какой веселой песней встретили нас в этот день. Почему бы это, а?
Ведущая.
Потому что в этот день -25 января.
Ведущий.
О и что?
Ведущая.
А то, что день 25 января считается Днем необычным — студенческим праздником.
Ведущий.
Праздником студентов? А почему бы им не выбрать себе денек потеплей да поласковей?
Ведущая.
Так уж история распорядилась. Именно в сегодняшний день, 25 января был подписан Указ об открытии Московского университета. И мног0 сил приложили к свершению этого события наш выдающийся российский ученый Михаил Васильевич Ломоносов и его друг, и покровитель, один из самых просвещенных людей XVIII столетия, граф Иван Иванович Шувалов.
(Отходят в сторону).

Появляются Ломоносов и Шувалов. В руках у них свитки бумаги.

Ломоносов.
Ну, Иван Иванович, когда же, наконец, государыня императрица Елизавета Петровна подпишет Указ об открытии нашего университета?
Шувалов.
Не знаю, что вам и ответить, Михаил Васильевич. Сами знаете, уж который день к ней во дворец именно специально за этим приезжаю, специально аудиенции требую, а она все отказывает.
Ломоносов.
А по какой причине она отказывает, не объясняла?
Шувалов.
Весельем наша царица занята беспрерывным, не могу добиться ее внимания. Я ее об одном прошу: подпишите указ, больше у ВАС и хлопот-то никаких с этим делом не будет. А она знай свое твердит: «О, мой друг, как это скучно!»
Ломоносов.
Подумайте сами, Иван Иванович, какие просторы откроются тогда перед российским просвещением! Будем своих ученых воспитывать, очень посылать наших толковых молодых людей учиться за границу во всякие там Гейдельберги да Дерпты. Чем Москва наша хуже?
Шувалов.
Знаю, знаю, как вы о славе земли русской печетесь. Различный читающий ваши строчки поэтические помнит:
«Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Земля российская рождать».
Ломоносов.
Вот именно, у нас талантов не сосчитать. Дело за малым — открыть университет. Книг у нас на первое время достаточно, а там и библиотеку свою начнем собирать.
Шувалов.
Да, книг, слава богу, хватит. А в который раз — кто помог?
Ломоносов.
Завести на Руси книгопечатание задумал еще, как известно, великий князь московский Иван III, но осуществил его намерение Иван Грозный. Стало это в 1553 году, и Ивану Грозному исполнилось тогда только 23 года. Занялся царь книгопечатанием, нашел искусников — Ивана Федорова и его помощника, построили типографию вблизи Кремля на Никольской улице. Ловкий Иван Федоров успевал везде: и за стройкой следил, и из дерева буквы резал, и учеников обучал, и тексты сверял. «Братцы, — вел речь он мастерам, — благое дело творят руки ваши. Мощной делаете Русь». Но только при помощи 10 лет приступили к набору книги. Она называлась «Апостол». И вот когда 1 марта 1564 года Иван Федоров благоговейно преподнес царю первую напечатанную на Руси книгу, на глазах у всех блестели слезы. А Иван Грозный ласково произнес: «Великое дело начал ты на Руси, Иван. Благословит те6я Бог и потомки наши». И все бояре поклонились Ивану.

Шувалов переходит на другую сторону сцены. Там навстречу ему выходит императрица Елизавета.

Шувалов.
Государыня, я снова к вам с поклоном.
Елизавета.
И в который раз по тому же самому неотложному делу.
Шувалов.
Да уж простите всемилостивейше, но вновь я по поводу Указа об открытии университета.
Елизавета (зевает).
О, мой друг, как это скучно! Ну, ладно уж, позвольте сюда ваш указ. (Ставит подпись).
Шувалов.
И, ваше величество, какое событие нынче свершилось!
Елизавета.
Посмотрите лучше, какая погода в сегодняшний день славная стоит: Дворцовый парк в снегу тонет, снегири стайками летают. Едемте, граф, кататься!
Шувалов.
Осмелюсь просить ваше величество отпустить меня, хотел побежать тотчас же к приятелю своему Михаилу Васильевичу Ломоносову, должен счастьем поделиться.
Елизавета.
Еще успеете радостью поделиться. Что за капризы, граф! Требуется уметь и царствовать, и жить!

Елизавета уходит. Шувалов перебегает на половину сцены, где его ждет Ломоносов.

Шувалов (кричит).
Михаил Васильевич! Поздравляю! Подписала! (Показывает указ. Они пожимают друг дружку руки).
Ломоносов.
Спасибо вам, ваше сиятельство! От всей России спасибо. Не забудет она Вас, трех Иванов, что на ее благо потрудились. Царя Ивана Грозного, первопечатника Ивана Федорова и вас.
Шувалов.
Отныне надо думать о том, где профессоров взять, как программы учебные создавать.
Ломоносов.
Будет, все это с годами наладится. Кстати, граф, а какой в сегодняшний день день?
Шувалов.
25 января — день, что зовется на Руси Танюшой Крещенской.
Ломоносов.
Вот уж поистине — день замечательный. Татьянин день — день создания самого первого на Руси университета.

Уходят. Ведущие выходят вперед.

Ведущий.
Так вот почему такой праздник отмечается!
Ведущая.
Да, Татьяна — день пусть и морозный да славный. Говорят, у Татьяны изо льда корона, из инея перстенек, из снега поясок. А все равно молодежь этот день любит. Как не лю6ить! Студенческий праздник. Не зря в старинном студенческом гимне «Гаудеамус» так и поется: «Будем веселы, ещё мы молоды!»
Ведущий.
У студентов во все времена полно своих песен было. Вот одна из них. Как раз в ней поется о торжестве Татьяны.

Выходит вокальный ансамбль.

Вокальный ансамбль (исполняет песню «Татьянин день»).
День Татьянки пришел,
Всех студентов завел,
Нашим праздником он называется.
При помощи тумбу-тумбу раз,
При помощи тумбу-тумбу два.
Нашим торжеством он называется.
Есть в столице квартал,
Что студентов собрал,
Там толпою студенты шатаются.
При помощи тумбу-тумбу раз,
При помощи тумбу-тумбу два.
Там толпою студенты шатаются.
Шлет студентам привет
Наш университет,
Тот, где знания все набираются.
Сквозь тумбу-тумбу раз,
Чрез тумбу-тумбу два.
Тот, где знания все набираются. (Уходят).

Ведущая.
Сказочная песенка. Только я желаю отметить, что не все сразу наладилось в Московском университете, но постепенно, с годами, препятствия были устранены. Сначала университет размещался в здании на Никольской улице, после этого его перевели в специально выстроенное здание на улице Моховой, где он находится и по сей день. Как сказал один современник: «Университет озарил своим светом всю страну».
Ведущий.
А потом на престол России вступила Екатерина Великая.
Ведущая.
Верно. И она, и тогдашнее ее окружение, просвещенная видеть содействовали развитию университета. При Екатерине было выстроено архитектором Михаилом Казаковым великолепное здание, устроены лаборатории для изучения медицины. И именно тогда профессора стали читать лекции для студентов на русском языке. Один из тогдашних профессоров утверждал, что нет такой мысли, которую по-русски изъяснить было бы невозможно. Тогда же начала формироваться большая библиотека. Благодаря пожертвованиям покровителей, появились в университете редчайшие коллекции, пособия и препараты. Научная жизнь забила ключом.
Ведущий.
Но ведь университет громко пострадал от нападения французов в 1812 году?
Ведущая.
Да, пожар Москвы 1812 года уничтожил все сокровища университета. Сгорели картинная галерея и библиотека в 40 тысяч томов, в том числе оригинал «Слова о полку Игореве», мн0го других неповторимых ценностей. Когда москвичи вернулись в свою многострадальную столицу, она представляла собой сплошное пожарище. Долго стояли старые профессора с непокрытыми головами перед университетом, и слезы текли по их морщинистым щекам. Но чрез семь лет университет был отстроен заново и засверкал именами знаменитых русских ученых.
Ведущий.
Ох, коли Татьянин день — праздник студентов, давай подумаем, куда нам лучше всего поступить после окончания школы?
Ведущая.
И думать нечего! Лучше всего — в кулинарный техникум. Причем на то отделение, где учат на повара-кондитера. Посмотри, как выглядят детишки, когда кончают школу.
Ведущий.
Да, после выпускных экзаменов вид у них усталый и осунувшийся.
Ведущая.
Обязательно. А проучись они хоть полгода в кулинарном техникуме, да еще на кондитерском отделении, сразу все станут толстые, весёлые и красивые.
Ведущий.
А что, ты думаешь, у студентов-кулинаров своих проблем нет? Ошибаешься. Смотри. (Отходят в сторону).

Выходят одетые в белые колпаки и фартуки студенты-повара. В руках у них поварешки. Один из них несет сковороду и нож, другой на вытянутых руках — решетку яиц. Возглавляет группу преподаватель-повар.

Повар.
Внимание. В сегодняшний день мы будем учиться делать яичницу. Слушайте и запоминайте. Для того чтобы приготовить яичницу, понадобится сковородка. (Показывает сковороду).
Студенты (хором).
Сковородка!
Повар.
И нож. (Берет в руки нож).
Студенты (хором).
И нож!
Повар.
Внимательно взгляните за моими движениями. В одну руку берем нож, в другую — яйцо. (Берет одно из настоящих яиц). Бьем по скорлупе ножом, выливаем яйцо на сковородку. (Выполняет указанные действия).

Студент, который держит сковородку, закрывает ее крышкой. Остальные внимательно смотрят, что же получится.

Повар.
Закрываем сковородку, засекаем время. (Смотрит на часы). Чрез 15 минут ваша яичница готова. (Снимает крышку).

Все видят, что яичница по-прежнему жидкая.

Повар.
М-да, что-то не получилось. Попробуем еще раз. Итак, сковородка у нас есть. Берем нож, яйцо. (Берет второе настоящее яйцо). Раскалываем скорлупу, выливаем яйцо на сковородку, закрываем крышкой, глядим на часы. При помощи 15 минут… (Открывает крышку). Снова что-то не получилось.
Один из студентов.
Мариванна, а быть может, сковородку требуется на огонь поставить?
Повар.
Не учите меня. Это просто неправильная сковородка и неправильные яйца. (Обращается к студенту, который держит решетку с яйцами). Выбросьте их немедленно!

Студент выбегает вперед и делает движение, словно бросает яйца на зрителей, переворачивая решетку. Зрители пугаются. Теннисные шарики вылетают и остаются висеть на ниточках. Повара убегают.

Ведущая.
Отличная профессия — Повар.
А какая профессия тебе нравится?
Ведущий.
Повар — это хорошо,
А строитель — лучше.
Я бы строить дом пошел,
И пусть меня научат.

Ведущие отходят в сторону. Входят студенты-строители, которые несут 3 кирпича и разные инструменты. С ними педагог-строитель.

Строитель.
Для того что бы возвести дом, необходимо сначала определить место, где он 6удет построен. Вот вы (указывает на самого первого студента, который держит настоящий кирпич), как вы думаете, где лучше всего строить дом?
Самый первый студент.
Требуется, что бы окна нашего дома выходили на север. Тогда мы сможем любоваться северным сиянием. Значит, дом надо построить здесь! (Бросает на сцену кирпич, который падает с грохотом).
Другой студент.
Нет, требуется, чтобы окна дома выходили на юг, тогда к нам повсюду будет светить солнце. Значит, дом нужно построить здесь! (Бросает другой настоящий кирпич).
Третий студент.
Нет, вы оба не правы. Взгляните на наших зрителей. Их лица так сияют и так светятся улыбками. Поэтому дом необходимо строить здесь! (Бросает в проход зрительного зала фальшивый кирпич).

Строители убегают.

Ведущая.
А мне кажется, что нет на свете романтичнее профессии, чем профессия разведчика. Представляете — разведчик знает всех, его не знает никто! (Отходит в сторону).

Звучит музыкальная заставка из телефильма «Семнадцать мгновений весны». Строевым шагом выходят и становятся в ряд студенты-разведчики во главе с преподавателем-разведчиком.

Разведчик.
Господа будущие разведчики, выполнили ли вы домашнее задание?
Студенты (хором).
Так точно!
Разведчик.
Кто тут напомнит домашнее задание?
1-ый студент.
Изучить биографию отца всех разведчиков Штирлица.
Разведчик.
Ох и как, изучили?
Студенты (хором).
Изучили!
Разведчик.
Так начинайте, слушаю вас.
1-ый студент.
Штирлиц топил печку. Чрез пару часов печка утонула.
2-ой студент.
Штирлиц стрелял из пистолета вслепую. Слепая упала.
Третий студент.
Штирлиц стрелял из двух пистолетов по очереди. Очередь заметно и быстро редела.
1-ый студент.
Штирлиц сидел у окна. Из окна дуло. Штирлиц задвинул занавеску. Дуло исчезло.
Второй студент.
Штирлиц ехал на машине. На обочине дороги стоял Мюллер и голосовал. Штирлиц проехал мимо. Через некоторое время Штирлиц снова проехал мимо голосующего Мюллера и не остановился. Когда Штирлиц в третий раз проехал мимо голосующего Мюллера и не остановился, то Мюллер подумал: «Издевается». А Штирлиц подумал: «Кольцевая».
Третий студент.
Штирлиц пошел в лес собирать грибы. Он долго ходил по лесу, но ничего не нашел. «Не сезон», — подумал Штирлиц, устало опускаясь на снег.
Самый первый студент.
Штирлиц открыл дверь — свет зажегся. Штирлиц закрыл дверь — свет выключился. Штирлиц опять открыл дверь — свет опять зажегся. Закрыл — снова выключился. «Холодильник»,- подумал Штирлиц.
2-ой студент.
Ночью Штирлиц брёл по лесу. В дупле дерева светились чьи-то глаза. «Сова», — сказал сам себе Штирлиц. «Сам сова», — подумал Мюллер.
Третий студент.
Дом Штирлица окружили немцы. К двери подошел Мюллер, постучал и крикнул: «Штирлиц, откройте!» «А Штирлица нет дома», — раздался голос из-за двери. Грузовик с солдатами уехал. Так Штирлиц уже в пятый раз обманывал Мюллера.
Разведчик.
Молодцы. А теперь музыкальная пауза. Изучаем гимн разведчиков. (Выразительно читает текст первого куплета куплеты «Мгновения»).

Студенты мимикой и жестами синхронно иллюстрируют каждое слово текста.

Текст( жесты студентов (выполняются с правой руки).
Не думай (прикладывают палец ко лбу).
О секундах (взирают на часы, вздернув руку и задрав рукав).
Свысока, (встают на цыпочки, взирают сверху вниз).
Наступит (делают шаг вперед).
Время, (снова глядят на часы).
Сам (ударяют себя кулаком в грудь).
Поймешь, (крутят указательным пальцем у виска).
Наверное, (пожимают плечами, разводят руками).
Свистят они, (наклоняются вперед, вкладывают в рот огромный и указательный пальцы, надувают щеки, выкатывают глаза).
Как пули (имитируют движения, словно передергивают затвор у винтовки).
У виска, (крутят указательным пальцем у виска).
Мгновения, Мгновения, Мгновения. (на каждое слово поворачивают справа налево головы и произносят звук «фить-фить»)

Разведчик.
Отлично!

Студенты убегают.

Ведущая.
Великолепно. Как мн0го на свете замечательных профессий, и как чудесно, что есть на свете день всех студентов — Татьянин день.
Ведущий.
Студенты хотят продолжать сказание о Татьянином дне своим студенческим гимном — славной песней «Гаудеамус» Послушаем?
Ведущая.
Конечно, послушаем. Лишь я хочу предупредить, наш день — сказание о Татьянином дне — еще не заканчивается. А пока — слово студентам. Кстати, ты знаешь, что означает название студенческого гимна — «Гаудеамус»?
Ведущий.
Непременно, это первое слово гимна на латинском языке. В переводе оно означает «Будем веселы». Любимые студенты, ждем вас.

Появляются все мальчишки, изображавшие студентов, и вокальный ансамбль.

Ансамбль (поют «Гаудеамус»).
Для веселья нам даны молодые годы,
Для веселья нам даны молодые годы.
Но уходит человек, жизнь его — короткий век
По вине природы,
По вине природы.
Лишь наука на земле служит людям вечно.
Только наука на земле служит людям вечно.
Слава тем, кто тут нас ведет
Неустанно все вперед
В жизни быстротечной,
В жизни быстротечной. (Уходят).

Ведущий.
Но поскольку Татьянин день знаменателен не лишь праздником студентов и тем, что на него отмечались именины всех Татьян.
Ведущая.
Естесственно, в сей день принято стало отмечать еще немало добрых событий.
Ведущий.
А каких событий?
Ведущая.
Так пусть нам об этом расскажут сами Танечки. Вот они, идут к нам в гости.

Входят 3 девочки Татьяны.

Татьянки (хором поют частушку).
Ох, Татьянка, ты, Татьяна,
Наше имя славное.
Коль женат ты на Татьяне,
Семья 6удет справная.
Ведущий.
Родные Татьяны, чем еще примечателен ваш день? Расскажите нам, пожалуйста.
Первая Татьяна.
В старину Татьянин день называли еще солнышем. Прошел ровно месяц с того момента, как стали прибывать минутки великолепного времени суток. На Татьянин день эта прибавочка уже заметна — не так долги сумерки, не так темны утренники. Говорили, что на Татьянин день возрос денек на воробьиный скок.
Вторая Татьяна.
Та, что родилась в Татьянин день, привязана душой к зимней поре. В суровое морозное время она заботливо приглядывает за домочадцами. Она понимает, как случается сурова зима и как любому в эту пору нелегко прокормиться, поэтому она старается устроить жизнь и человеку, и животному как можно теплее и сытнее. Недаром Татьяна означает — «устроительница».
Третья Татьяна.
Про Танечку всегда говорили, что она хозяйка в доме. У нее ковши не дремлют, квашня не пустеет, печка не угарна. За ней все семейство как за каменной стеной. В сей день в деревнях была традиция стирать в полдень на речке половики — домотканые дорожки. Прежде изношенные рубахи да кофты не выбрасывали, а резали на полоски, сматывали в клубки да вязали из них половики. Длинные-предлинные, во всю избу. Бегает, бывало, детвора в вязаных носочках по вязаным дорожкам — и тепло, и мягко, одно удовольствие. Первая Татьяна.
В Татьянин день у стариков и ребятишек был обычай. Выходили они на самое высокое место в округе и грелись на солнышке, загадывали свои желания. Говорили, в сей день солнышко особый свет на землю посылает. А вот какие приметы считались верными для этого дня. Красный закат — к сильному ветру. Снег на Татьянин день — летом часто станет дождик поливать.
Вторая Татьяна.
На Татьянин день полагалось испечь в сувенир имениннице хлебный каравай. Каравай пекли по особому рецепту, растирали муку деревянной лопаточкой да приговаривали: «Каравай-батюшка, сытным утворяйся, расти-подымайся всему роду-семейству на зд0ровье, на люб0вь, на добро и на жизнь». Когда хозяйка дома доставала каравай из печки, он должен был пылать жаром, словно солнышко, и благоухать на всю избу. В этот день Татьянка угощала всех родственников и гостей. Из ее рук полагалось с поклоном принять приятный и аппетитный ароматный кусок хлеба.
Ведущая.
О, как замечательно, что мы многое узнали в этот день о прекрасном празднике — Татьянином дне.
Ведущий.
Позвольте закончим сей день славной песней про именинницу Татьяну.

Выходит вокальный ансамбль. Все вместе (исполняют песню на мотив «Татьянки» композитора А. Ленина из кинофильма «Карнавальная ночь»).

А Таня, Таня, Танечка,
Твой праздник к нам пришел.
Ты в день морозный января
Накроешь пышный стол.
И мы все на прощание
Готовы вам сказать,
Что наших милых Танечек
Мы будем поздравлять.
Ведущий.
Еще раз с торжеством всех — с Татьяниным днем!

Учащиеся могут искренне поздравить в сей день педагогов